У слушателей ВБК состоялась Божественная Литургия в Знаменском храме Новоспасского монастыря. Разбирали Евангельское чтение о Беседе Господа с самарянкой.

Проректор ВБК игумен Киприан обратился к слушателям со словом проповеди, предлагаем вашему вниманию конспект слова:

Исполняем ли мы волю Божию? Питает ли нас Благодать?

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляем с воскресным днем! Всех молящихся благодарим за соборную молитву. Ибо Литургия - это совместное делание, совместное благодарение Господа. Когда прихожане усердно благодарят Бога, священник это всегда чувствует. А когда отстаивают время - это батюшка тоже всегда чувствует, что здесь собрались наемники. Не очень дорожат началом Литургии, не очень дорожат и окончанием Литургии: опаздывают, уходят ранее ее окончания. Для них Литургия - это часть какой-то необходимости.

Сегодняшнее Евангельское чтение об одном очень важном событии. Апостолы отошли в город за продуктами, а Иисус сидел и отдыхал от долгого пути. К колодцу подошла самарянка, и Он попросил у нее напиться. Сам Творец просит у твари: воды, сотворенной Им же. И завязался разговор. И выяснилось, что Он пророк, знает про ее мужей, и про то, что тот, который сейчас у нее, не муж ей.

Раз ты пророк, решила женщина, тогда разреши проблему: где нам поклоняться? И вообще, как это ты заговорил со мной, самарянкой? Бывает тихая ненависть, когда люди не желают входить в какое-либо общение. Человек сам для себя запретил: с этим человеком я никогда в жизни говорить не буду. Так же могут решить друг в отношении друга целые общества, кланы, родовые общности, народы. Господь нарушает это табу молчания, которое было между народами иудейским и самарянским. Он заговорил с самарянкой - рассказал ей тайны спасения, и по-простому ей ответил: Я и есть Тот, Которого вы ожидаете. И она бросила свой водонос, и побежала в город: Пойдите, посмотрите, не Он ли Тот, Которого все мы ожидаем?

Все полагают, где-то существует какое-то святое место, где можно спастись. А все просто: Бога можно встретить и в повседневной своей жизни.

Вчера мы закопали в землю великую всероссийскую старицу схимонахиню Феодосию. Когда местный митрополит Вениамин зашел в храм, он был потрясен: Ну, какое же это погребение, - сказал он, - это прославление! Столько народа собралось.

А где же мать Феодосия прославляла Бога? - спросим мы. В маленьком домике на окраине маленького городка Скопина, среди гаражей и сараев стоял ее домик. В детстве она очень полюбила Бога. И все женихания ее не привлекали, она даже высказывала: Мне бы лучше калекой быть... Она была девочкой в многодетной большой семье. Когда они ехали с поля, машина перевернулась, она получила увечье. Даже не поняла, какое увечье получила. На следующий день даже на работу пошла, но там уже впала в кому - травма была очень серьезной. В целом в коме она пробыла около 40 лет, была прикована к кровати. Как она и просила, она не вышла замуж, Господь ее уединил, и она всю жизнь молилась Богу. За ней ходила ее сестра Ольга, она тоже получила увечье, но не такое. Через 40 лет Наталия - так звали матушку Феодосию до пострига - пришла в себя, она не смогла встать, но она смогла говорить, и прожила еще 20 лет. Архимандрит Авель (Македонов) постриг ее в схиму.

Всех старица Феодосия принимала, всех любила. Она не заканчивала богословских курсов, говорила мало, говорила два-три слова: "делайте добрые дела", "никого не обижайте", "старайтесь молиться Богу каждый день". Говорила мало, но жизнь у людей менялась, вера укреплялась. А иногда она ничего не отвечала, говорила: "Я помолюсь". И притекала Божия помощь, старая жизнь изменялась кардинально или начиналась совершенно новая жизнь. Принимала она ночью после полуночи или около полуночи. Подвиг был туда доехать и дождаться своего часа. Как рассказывали келейницы, матушка очень переживала, что кто-то уедет неутешен. Те, кто сомневался, оставались при своем самомнении, что они сами знают, как им жить. Это бесовская самогордыня, если что-то делается не по-моему, вокруг таких людей возникают конфликты, разрушает мир в душе и между людьми. Эти люди находятся не в Духе Истины, а в дьявольском, живут в какой-то мирской правде, а не в Истине. В этом печаль современных даже "православных", которые являются носителями духа не-истины. Отсюда много страдания и погибели, хотя внешне считают себя православными людьми, у них даже много внешних атрибутов их "православности".

Схимонахиня Феодосия проповедовала своей жизнью, своими делами. Каждый год ее существования - чудо, она бы не должна была жить, но она жила в назидание нам.

В сегодняшнем Евангельском чтении еще сказана одна важная вещь: Господь говорит, что Он сыт, если Он исполняет волю Божию. Это закон, который мало, кто может постигнуть, исполнить. Однажды с группой мы приехали в Горний монастырь и подошли к матушке Георгии (Щукиной) и спросили: Вы можете с нами беседу провести? - она ответила: Я очень устала. Когда мы отходили, шли сами уже отдыхать, мы встретили благочинную мать Михаилу, она, узнав, матушка не смогла с нами поговорить, даже в лице изменилась. Подождите, - сказала она нам, - я сейчас с ней поговорю! Дело в том, как потом объяснила нам мать Михаила, матушка Георгия потом будет очень болеть и страдать за то, что она вас не приняла. У нее есть послушание, принимать паломников, и если она его не исполнит, будет сильно страдать. И мы смирились, дабы не пострадала матушка Георгия, согласились побеседовать. И у нас беседа длилась около часа. Мы даже видели, что матушка точно отдохнула на нас.

Посколько мы творим волю Божию, Господь дает нам и силы, Благодать. А когда не исполняем, лишаемся Благодати, и тогда на нас могут напасть всякие страсти: многоядение, например, ест-ест человек и все не наедается. Почему? Надо разобраться, какие свои послушания мы перестали выполнять? Также и блудная страсть может напасть. Также может быть какая-то страсть сребролюбия, приобретательства одолевать. Скопили деньги, приобрели что-то вожделенное, и нам это через малое время уже неинтересно. В будущую свою жизнь мы это не возьмем, в гроб не положим. Зачем тогда так этого хотелось?

Некоторые прихожане приходят: Вы уставший, батюшка, я уж вас допекать не буду, исповедоваться у вас не буду. Наоборот! Мы, священники, через исполнение своей пастырской обязанности и спасаемся. Разберитесь, какие у вас послушания пред Богом - за что вы взялись, как вы их исполняете? Если вы их исполняете: исполнил-исполнил, помолился-помолился, а нет - так и ладно... Тогда и Благодати нет, вы не сытые, начинаете есть. Вы как разумные существа должны для себя определить, если семейные люди, должны сохранять семью, если не связаны семейными узами, у вас есть послушание на работе, за которую вы деньги получаете, есть послушание пред Богом и родителями. Сегодня прихожанка сказала: А что их почитать родителей, если они не правы? Родители - священные существа. И за их почитание дается Благодать, а у детей, которые не почитают, у них отнимается Благодать. И сколько бы он ни молился, такой человек, если он не почитает родителей, он - мерзость пред Богом.

У схимонахини Феодосии было очень трепетное отношение к родителям Никифору и Ефросинье.

В Жуковске была великая схимница Филарета и ее сподвижница Евникия, подвизались они в Преображенском монастыре, их отправили в ссылку на лесоповал, а когда они  вернулись, там монастыря уже не было, был санаторий. Они стали проситься в дома, в одном их пустили жить в свинарнике со свиньями. Хозяева подумали, побудут пару дней и убегут. А они там несколько лет прожили, а потом хозяев охватил стыд. Их стали на веранду пускать, а потом нашли им и комнатку. У них был такой крепкий дух, молитвенный, что ни одно серьезное решение Патриарх Пимен не принимал сам, а ехал к ним советоваться. Когда они умирали, они попросили молитесь не за нас, а за наших родителей.

Матушка Феодосия стольких собрала на своем отпевании, все смотрели друг на друга и говорили: Ну, матушка Феодосия, нас собрала!

На сегодняшнем Евангельском чтении, мы должны себя испытать: в каком духе мы молимся, в духе покаянном или в гордыне, тщеславии. В духе Истины? Прославляем ли мы Истину? Надо, чтобы мы взглянули в сердце и сказали себе: какую волю Божию я исполняю, питает меня Благодать или не питает? - это критерий, который помогает нам разобраться в своей жизни.

Помогай вам всем Господь!

 

a menubuttondown1

 

.